Авторское право на интервью: все, что нужно знать
авторское право на интервью

Авторское право на интервью: все, что нужно знать

Сфера телевидения занимает одну из самых распространенных способов передачи информации, и часто возникает вопрос – а кому же принадлежат эти творческие произведения и распространяется ли на них авторское право.

В этой статье мы рассмотрим, что такое авторское право на интервью, кому оно принадлежит и что нужно о нем знать.

Что такое авторское право на интервью?

Согласно украинскому законодательству лица, которые берут участие в интервью, являются соавторами. Таким образом, по правовой характеристике интервью является одним из объектов авторского права, на которое распространяются все соответствующие нормы.

В свою очередь, необходимо отметить, что телеинтервью имеет особый характер – на него действует одновременно два права (право на само произведение и право на его исполнение).

Кому принадлежат авторские права на интервью?

Как мы уже сказали, авторские права на интервью принадлежат как интервьюеру (тому, кто задает вопросы) и интервьюируемому (тому, кто отвечает на них). Они являются соавторами, поэтому имеют равные права относительно данного объекта.

Также необходимо отметить, что главным условием использования объекта является соблюдение всех прав автора при исполнении его произведения. В большинстве случаев с этим проблем не бывает, так как журналист является как автором, так и исполнителем. Однако бывают и исключения. Например, так называемые протокольные интервью, когда журналист задает вопросы, заранее написанные и согласованные непосредственно автором. 

Часто задаваемым вопросом является множественность. Что это такое? Это, когда в интервью принимает участие несколько интервьюеров или интервьюируемых.

Если же вопросы, заданные во время интервью, были разработаны несколькими журналистами благодаря их общему творческому труду, тогда возможна множественность, и данное произведение будет считаться интервью. То же самое касается и лиц, которые отвечают на вопросы. Если их ответы были составлены совместно, тогда произведение будет выступать в качестве интервью. Аналогичная ситуация будет происходить, если в интервью одновременно будут принимать участие как несколько журналистов, так и несколько отвечающих.

Следующий вопрос – кому будет принадлежать авторское право на интервью, если журналист является сотрудником какого-то телеканала.

В большинстве случаев журналист, который состоит в трудовых отношениях с телевизионным каналом, заранее заключает с ним трудовой договор. И тут важны условия, которые прописаны в документе. 

Итак, на практике существует два случая. Первый – в договоре не прописано, что объекты, созданные журналистом, переходят в собственность телеканала. В данной ситуации право на интервью будет делиться между интервьюируемым (1\2 часть), журналистом (1\4 часть) и телеканалом (1\4 часть). Вторая ситуация – в договоре прописано о переходе прав телеканалу относительно объектов, которые будут созданы журналистом. Тогда право на произведение в одинаковых частях будет принадлежать телеканалу и интервьюируемому, а журналист будет иметь исключительно личные неимущественные права.

Что еще нужно знать об авторском праве на интервью?

Как мы уже упомянули, правовая природа интервью имеет свои особенности, которые необходимо знать, если не хотите случайным образом нарушить права одного из соавторов. Определение авторского права на интервью и вопрос о том, кому же принадлежат эти права, являются одними из самых распространенных. Однако существуют и другие моменты, на которые следует обратить внимание.

Как не нарушить авторское право при повторной публикации?

Итак, мы уже знаем, что субъектами авторского права на интервью является интервьюер и интервьюируемый. Поэтому при любом использовании объекта необходимо иметь согласия каждой из сторон.

Самый распространенный вопрос – нужно ли брать разрешение на повторную публикацию, если в первый раз оно уже было получено? Да, нужно. Если вы не хотите получить претензии со стороны лица, которое давало интервью, лучше получите повторное согласие. Интервьюируемый может сослаться на то, что он давал разрешение на публикацию только на конкретную дату, в конкретном источнике и тд. В данной ситуации вы нарушите его права, и вам придется нести определенную ответственность. 

Авторское права во время записи и ретрансляции

Интервью может происходить в двух формах – по предварительной записи и в прямом эфире. Если же речь идет о прямом эфире, то интервьюируемый автоматически дает согласие на публикацию произведения с момента соглашения принятия в нем участия (конечно, если журналист заранее уточнил, что интервью будет проходить в прямом эфире).

В случае, когда происходит предварительная запись, правильным решением будет взять у интервьюируемого письменное согласие на запись интервью и его последующую публикацию. Так, у вас не возникнет в будущем правовых споров. 

Если говорить за ретрансляцию, то тут тоже необходимо соглашение. Например, если интервью является частью какой-то телевизионной передачи, то журналисту необходимо будет взять у интервьюируемого разрешение на повторную публикацию произведения.

Авторское право на интервью во время размещения в сети Интернет

С развитием технологий и Интернета, все больше появляется официальных сайтов, страниц, ютуб-каналов, где владельцы телеканала и журналисты непосредственно размещают свои разработанные произведения (в том числе и интервью). Опять же возникает вопрос – нужно ли разрешение от интервьюируемого, если размещение в Интернете будет происходить на официальной странице телеканала, которому лицу по факту давало интервью. В данном случае также нужно соглашение! 

Следует запомнить, что каждая новая публикация интервью требует нового разрешения от каждого соавтора. В противном случае могут быть нарушены авторские права, за что согласно украинскому законодательству предусмотрена ответственность.

Интервью – это особый вид объектов интеллектуальной собственности, который появился относительно недавно. Именно поэтому, занимаясь регистрацией данного объекта, необходимо иметь специальные знания и практический опыт.

Компания Парето предоставляет услуги в сфере интеллектуальной собственности уже 10 лет, за это время наши специалисты осуществили более 2500 успешных сделок. Мы готовы помочь и вам! Не тратьте время зря – защитите свое интервью от недобросовестных конкурентов.

Хотите получить бесплатную консультацию? Тогда оставляйте онлайн-заявку на нашем официальном сайте!

Было интересно? Узнайте больше! Например о том, что такое авторские права на сценарий.

Марина Ижевская.

Должность: Юрист в сфере интеллектуальной собственности
Опыт работы: 8 лет. Кандидат юридических наук.
Специализация: Занимается защитой и регистрацией объектов интеллектуальной собственности, написанием претензий и исковых заявлений. Регистрирует объекты в таможенном реестре.

Рейтинг 4.5 на основе 295 ответов

Добавить комментарий

похожие статьи

авторское право на товарный знак
Авторское право на товарный знак
авторское право на служебное произведение
Авторское право на служебные произведения
Регистрация двух колод карт
Кейс: “Регистрация двух колод карт”
Авторское право на сценарий
Авторские права на сценарий: *n* вариантов, как закрепить право сценария
Авторское право на онлайн курс
Авторское право на онлайн курс
Авторское право на название
Авторское право на название
Авторское право на изобретение
Авторское право на изобретение
Авторское право на проектную документацию
Авторское право на проектную документацию
КЕЙС: “ПОМОЩЬ КЛИЕНТУ В РЕГИСТРАЦИИ АВТОРСКОГО ПРАВА НА СЦЕНАРИЙ”
КЕЙС: “ПОМОЩЬ КЛИЕНТУ В РЕГИСТРАЦИИ АВТОРСКОГО ПРАВА НА СЦЕНАРИЙ”