• (044) 383-63-55
  • (067) 380-10-59
  • (095) 285-12-00
Охрана авторского права в сфере музыкального творчества: пианист обработал свыше 68 миллиардов мелодий созданы с помощью компьютера
muzykant muzyka gitara

Охрана авторского права в сфере музыкального творчества: пианист обработал свыше 68 миллиардов мелодий созданы с помощью компьютера

По сообщению Vice, желание минимизировать судебные иски по авторскому праву в музыкальной среде подтолкнуло адвоката и пианиста Дэмиена Рила и его друга программиста Ноя Рубина к воплощению идеи программирования музыки с помощью числовых обозначений. Результатом работы стало создание свыше 68 миллиардов мелодий. Они зафиксированы в цифровом формате, а ноты в алгоритме обозначены с помощью чисел.

Ной Рубин и Дэмиен Рил выложили в общий доступ все возможные комбинации длиной в 12 нот, сгенерированные ими в пределах одной октавы. Созданную с помощью компьютерной программы музыку объемом 2,6 терабайта они записали на жесткий носитель, а затем опубликовали в виде архива. Код музыкального алгоритма и код доступа к банку готовых мелодий в виде двух соответствующих ссылок выложены на веб-сервисе Github. Смысл подобных действий новаторов состоит в том, что мелодия, будучи записана на физический носитель, считается защищенной авторским правом. Размещение мелодий на виртуальной платформе осуществлено по лицензии Creative Commons Zero, что позволяет Рубину и Рилу сделать их общественным достоянием, отказавшись от авторских прав на них. Таким образом друзья-программисты рассчитывают прекратить практику судебных тяжб с обвинениями в плагиате, ограничивающих свободу творчества авторов музыкальных опусов. Создатели базы мелодий надеются таким способом минимизировать число исков по авторским правам, компенсации по которым исчисляются порой миллионами американских долларов.

На конференции TEDx в Миннеаполисе, запись выступления которого была опубликована на Ютубе 30 января 2020 года, адвокат Дэмиен Рил, описывая проект, пояснил свою позицию. Он отметил, что в алгоритм заложен принцип, используемый хакерами, которые перебирают все возможные сочетания символов для подбора пароля, и акцентировал, что созданный ими алгоритм генерирует мелодии со скоростью 300 тысяч единиц в секунду. Логика Рила и Рубина проста. Реализуя свой проект, друзья исходили из того, что в формате MIDI, в котором осуществлена запись сгенерированных мелодий, ноты представлены цифрами. Идя в своих рассуждениях дальше, адвокат Рил обращает внимание на то, что закон об авторском праве квалифицирует цифры как факты. Однако факты не являются объектом авторского права вообще, либо его действие распространяется на них с ограничениями. Рассуждая далее, Дэмиен Рил предполагает, что если цифры известны человечеству с незапамятных времен, то и мелодии можно считать математикой или фактами, на которые нормы закона об авторском праве не распространяются.

Несмотря на то что авторы базы «компьютерных» произведений Рил и Рубин считают, что сделали благое дело, у юристов нет уверенности в том, как именно расценят суды использование их опусов с точки зрения закона об авторском праве. Дело в том, что при рассмотрении в суде вопросов об охране авторского права зачастую во главе угла оказывается вопрос о возможности автора хотя бы единожды услышать мелодию, которая рассматривается в качестве объекта заимствования. Если удается доказать, что такая возможность у ответчика была, суд может заключить, что даже без сознательного копирования чужого произведения, автор может заимствовать ее подсознательно, нарушая подобным образом закон об авторском праве. Как пишет Vice, исход такого судебного разбирательства непредсказуем и может стоить ответчику миллионов долларов.

Примеров подобных обвинений в плагиате и громких скандалов, связанных с ними, достаточно много. Наглядно демонстрирует зыбкую почву под ногами музыкантов случай с претензиями певца Дидье Маруани, который обвинил Филиппа Киркорова в нарушении его авторского права на музыку к песне «Жестокая любовь». Он предъявлял российскому певцу иск на 272 миллиона рублей, однако в его удовлетворении Маруани было отказано.

Последний нашумевший случай подобного рода касался обвинения в плагиате Кэти Перри. Суд Лос-Анджелеса летом прошлого года вынес решение, на основании которого Перри и ее команда должны выплатить 2,8 миллиона долларов в качестве компенсации убытков христианскому рэперу Маркусу Грею, выступающему под сценическим псевдонимом Flame. Присяжные были единодушны в мнении, что его авторское право было нарушено Кэти Перри в хите Dark Horse заимствованием ритмического рисунка из композиции Грея Joyful Noise. Несмотря на то, что певица и ее продюсер утверждали, что не знакомы с этой песней Flame, а похожи в обсуждаемых произведениях лишь базовые музыкальные комбинации, на которые закон об авторском праве не распространяется, присяжные вынесли вердикт в пользу Маркуса Грея.

Рубин и Рил решили вступить в борьбу именно с таким толкованием закона об авторском праве. Профессиональный адвокат Рил считает, что подобные совпадения объясняются конечным числом мелодий. Это часто приводит к тому, что музыканты, действительно сочинившие мелодию, рискуют предстать перед судом, так как вполне может оказаться, что ее уже кто-то создал раньше них.

Комментируя ситуацию, юрист Леонард Френч, специализирующийся в области авторского права, выразил мнение, что начинание Ноя Рубина и Дэмиена Рила не окажет существенного влияния на судебную практику. Он квалифицировал проект как занятный мысленный эксперимент и попытку вставить палку в колеса судебной практики о копирайте. Френч считает, что авторы идеи, ограничившись одной октавой, сгенерировали не все возможные мелодии. И хотя алгоритм, который их создал, вполне может обладать творческой составляющей, сами произведения ею не наделены, что выводит их за рамки закона об авторском праве. Более того, алгоритм не учитывает, то что оценивает при разбирательстве суд – он принимает во внимание не только похожесть мелодий по сочетанию нот, но и то, как они сыграны.

Несмотря на подобные нерадужные прогнозы, Рил полон оптимизма. Он выражает надежду на то, что со временем, имея код, выложенный для общего использования, с помощью разработанного алгоритма станет возможным создание абсолютно всех возможных вариантов мелодий. Создатели проекта отметили, что хотят возвратить музыкантам свободу творчества без риска повторения уже принадлежащей кому-то мелодии, вероятность чего с каждым годом только возрастает. Подводя итог, Дэмиен Рил отметил, что сгенерировав всю возможную музыку, он и его друг попытались открыть будущим авторам больше возможностей для создания их собственных опусов.

Марина Ижевская.

Должность: Юрист в сфере интеллектуальной собственности
Опыт работы: 8 лет. Кандидат юридических наук.
Специализация: Занимается защитой и регистрацией объектов интеллектуальной собственности, написанием претензий и исковых заявлений. Регистрирует объекты в таможенном реестре.

Рейтинг 4.5 на основе 46 ответов

Добавить комментарий

похожие статьи

1454167296
Авторское право и карантин: весь мир оказывает поддержку в тяжелое время
7206.eu680
Европейские патенты: рейтинг лидеров по числу заявок в прошедшем году
screen shot 2019 11 22 at 7.04.26 am
Претензии в нарушении патентных прав: Sharp обвиняет Tesla
pasted image 0
Оригинальные картинки про Гуся и плагиатор «Стасик»: на чьей стороне закон?
18.03 0001
Торговые марки: виды и особенности
ae76de3a7c7e94e0ff86b9e0331870
Актер Арнольд Шварценеггер подал в суд на российскую компанию Promobot
wise patent
«Cпорщик на миллион» или как победить в патентных войнах: изобретение колючей проволоки и история ее самого успешного продавца в 19 веке
pavel zayats flashpointberlin 2560 scaled
Wargaming запретил использование слова «Blitz»
5807b8bc4abee 392499b
Кейс: “Помощь в преодолении предварительного отказа в регистрации ТМ”