
Авторское право и карантин: весь мир оказывает поддержку в тяжелое время
Ситуация с коронавирусом и тотальный карантин, на который ушло практически все человечество, заставили музеи, театры, лектории экстренно перестраивать весь алгоритм своей работы. Сегодня все мероприятия переводятся в онлайн режим. Однако новые принципы работы могут создать проблемы с соблюдением авторских прав. Издание Forbes Life выясняло, сколь велика такая вероятность, и какие способы решения проблемы в случае ее возникновения существуют.
Экспансия пандемии на Земном шаре не сбавляет своих темпов. Кардинальные меры борьбы с ней заставили не только остановить производства, закрыть торгово-развлекательные центры и все места массового скопления людей. В виртуальное пространство переместилась вся культурная жизнь планеты. Две последние недели ознаменовались решением многих крупнейших мировых музеев, театров, лекториев осуществлять трансляцию выставок, спектаклей и большей части контента на площадках и сайтах. Практически всеми мировыми культурными гигантами эта инициатива была с пониманием поддержана.
Среди тех, кто присоединился к такому начинанию:
- Британский музей – на официальном YouTube-канале проводит виртуальные экскурсии по всем экспозициям онлайн-коллекции, в которой насчитывается более 3,5 млн. экспонатов;
- галерея Уффици во Флоренции и парижский Лувр открыли свои оцифрованные архивы;
- Эрмитаж снял 5-часовую экскурсию на iPhone;
- Третьяковская галерея и Пушкинский музей размещают на сайтах выставки и лекции;
- американская Metropolitan Opera и Венская опера осуществляют бесплатные трансляции своих концертов и представлений.
Подобная инициатива, безусловно – положительный фактор, который радует зрителей. Этот переход на потребление контента в онлайн формат и без эпидемии коронавируса плавно длился уже последних несколько лет. Карантин сделал посещение театра невозможным, а трансформацию – неизбежной. Однако ускорение этого процесса поставило вопрос о законности всего происходящего. К примеру, не будет ли выходом за рамки правового поля желание любого театра перевести свои представления в диджитал?
Представители компании озвучили Forbes Life свое мнение по этому поводу, заявив, что спектакли по своей сути являются сложными произведениями, которые объединяют в себе многие авторские наработки. В их создании принимают участие режиссеры, сценаристы и переводчики, хореографы, сценографы, художники по декорациям, костюмам, световому оформлению сцены, композиторы и прочие профессионалы. Все они являются правообладателями и в обычных обстоятельствах каждый из них вправе получать причитающееся ему законное вознаграждение. Однако сейчас ситуация критическая, непредвиденная и ранее никогда не происходившая, поэтому намного сложнее соблюдать интересы всех правообладателей.
А пока весь мир пытается адаптироваться к новым реалиям и хоть как-то сгладить ситуацию в условиях пандемии.
Должность: Юрист в сфере интеллектуальной собственности
Опыт работы: 8 лет. Кандидат юридических наук.
Специализация: Занимается защитой и регистрацией объектов интеллектуальной собственности, написанием претензий и исковых заявлений. Регистрирует объекты в таможенном реестре.